- ВИТГЕНШТЕЙН ЛЮДВИГ
- (Wittgenstein, Ludwig) (1889-1951) - австрийский философ, оказавший огромное влияние на современную философию и на некоторые области социологии. Необычен среди философов тем, что внес свой главный вклад в два расходящихся крупных движения в рамках предмета: (а) в "Tractatus Logico-Pkilosophicus" (1923) язык был представлен как "изображение" мира. Согласно этой теории, "истинность" или "ложность" любого суждения есть в конечном счете вопрос его "соответствия" или отличия по отношению к "атомным фактам", то есть "конечным простейшим", которые составляют мир. Данное представление (связанное с "логическим атомизмом" Рассела) оказало важнейшее влияние на Логический позитивизм; (б) в "Философских исследованиях", изданных посмертно (1953), Витгенштейн — оставивший философию, полагая свою задачу выполненной в "Tractatus"— аннулировал свою "картинную теорию", разработав вместо нее теорию, в которой язык рассматривался как обеспечение "инструментов", работающих только в пределах определенных социальных контекстов или в отношении определенных задач. Значение наиболее важного его понятия — язык — это форма жизни (см. также Языковые игры), а в "Tractatus" он был основой универсальных истин, надежной базой науки. Теперь же появилось множество языков, и любая истина соотносилась с ними. Возможно, данный подход был внутренне присущ более ранним представлениям, но, уходя из философии, он заявлял: "Я не сказал то, что нельзя не сказать". Во второй работе есть многое, что нужно сказать, но ничего не существует независимо от определенных языков. Именно во "второй" форме философия Витгенштейна проявила разветвляющееся воздействие на социологию, особенно на социальную феноменологию и этнометодологию, отчасти через лингвистическую философию, а отчасти более непосредственно, а также путем работ Питера Уинча. Она также глубоко проникла в исторические и социальные исследования естественной науки, особенно в труды Томаса Куна и Пауля Фейерабенда. Влияние более позднего Витгенштейна считалось губительным некоторыми социологическими комментаторами, например, Гелнером (1974), который видит в этом возвещение о "новом идеализме" и "новом релятивизме". Для других (как для Уинча) значимое понимание убеждений и ценностей социальных акторов в определенных социальных контекстах, в которых они расположены, существенно в социологическом анализе, являясь единственной целью предмета. Однако есть и третье представление. Для многих акцент Витгенштейна на первоначальном понимании убеждений и ценностей социальных акторов, прежде чем пытаться объяснять их, — наиболее важный и ценный. С этой точки зрения существуют прямые параллели между тем, что некоторые социологи заимствовали у Витгенштейна, и тем, что можно также встретить в концепции Вебера оценок последовательной действительности: сочетание "значимых" и более широких "причинных" объяснений.
Большой толковый социологический словарь.— М.: АСТ, Вече. Дэвид Джери, Джулия Джери. 1999.